?

Log in

шаг назад | шаг вперед

Про феминитивы

Мой пост про красоту и некрасоту опубликовали на Пикс.ру: http://pics.ru/ne-byvaet-nepravilnoj-krasoty

А поскольку Пикс - довольно феминистический ресурс, меня там отрекомендовали "визажисткой и фотографом". Визажисткой - потому что использование феминитивов является политикой портала, а фотографом - потому что нет от этого слова вменяемого феминитива. Я дала у себя на фейсбуке ссылку на статью, и в комментариях произошла небольшая дискуссия насчёт феминитивов, и я решила вынести это отдельным постом. Вообще в последнее время в окрестном ЖЖ было несколько обсуждений феминитивов разной степени напряженности. Я внимательно читала, но своего отношения к вопросу так и не сформировала.

И, на самом деле, мне кажется, что отсутствие позиции в этой ситуации тоже может быть позицией. По крайней мере, в моём случае это так. Потому что вообще-то всё привычное кажется правильным. Я называю себя визажистом, Пикс.ру пишет - визажистка, и взгляд спотыкается. На "студентке", "аспирантке" или "штангистке", к слову, не спотыкается, хотя тоже на -ка. Но те привычные, а это - нет.

Но я хорошо понимаю - если вдруг употребление феминитивов станет официальной нормой, я понемногу привыкну, и не будет ничего царапать. И те, кто утверждает, что искусственно повлиять на язык невозможно, просто забыли, как во времена "борьбы с космополитизмом" голкиперы стали вратарями, а английских сеттеров переименовали в крапчатых. С собаками, правда, откатилось обратно, а вот вратари прижились. Или как это было с орфографической реформой 1918 года. Тоже многие изумлялись, как так можно, считали это насилием над языком, предрекали провал затеи и принципиально отказывались писать по-новому. А сейчас нам почти всем старорежимную орфографию разбирать - требует отдельного усилия. Так что если феминитивы будут в словарях, учебниках, в СМИ, в официальном употреблении - тоже будут и те, кто возмущенно откажется этому следовать, те, кому это будет царапать слух и взгляд - и те, кто переучится потихоньку. А потом выучится поколение людей, для которых такая норма будет единственной и правильной.

В наше время это не общепринятая норма, а часто и вовсе некий маркер позиции. Когда собеседник употребляет непривычные феминитивы в разговоре со мной или в мой адрес, я обычно предполагаю одно из двух: либо он сам достаточно укоренен в феминистический дискурс, и для него это уже стало обычным делом, он всех женщин-ретушёров ретушёрками зовёт, ничего личного... либо, поскольку по мне легко предположить, что я придерживаюсь феминистических взглядов, делает это ради меня, считая, что мне самой так будет приятнее.

И да, в разговоре с теми, для кого феминитивы принципиальны, я сама буду склонна по возможности их употреблять (хотя не факт, что последовательно - привычка штука сильная), потому что мне это ничего не стоит, я не пламенный борец за чистоту русского языка, и меня даже рандомно употребляемые -тся и -ться не бесят. А для собеседника это может быть вопрос комфорта и желания продолжать взаимодействие.

И, раз такое дело - вот тут есть прекрасная подборка постов от человека, который заинтересовался вопросом куда более основательно и профессионально:

http://kot-kam.livejournal.com/1707880.html

Comments

( 124 говорят — поговорить )
o_svabode
Apr. 28th, 2017 02:49 pm (UTC)
оффтоп
а как вас на ФБ найти?

Edited at 2017-04-28 02:50 pm (UTC)
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 02:51 pm (UTC)
Re: оффтоп
e_vin
Apr. 28th, 2017 02:57 pm (UTC)
мое чувство языка страшно коробят феминитивы типа "авторка", "комментаторка". Очень надеюсь, что они не войдут в языковую норму никогда :)
dagmara
Apr. 28th, 2017 03:02 pm (UTC)
+1. какое-то дикое звучание, хотя казалось бы - какое отличие от, скажем, спортменки? а вот.
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dagmara - Apr. 28th, 2017 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dagmara - Apr. 28th, 2017 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dagmara - Apr. 28th, 2017 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - incarcerous_fic - Apr. 28th, 2017 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dagmara - Apr. 28th, 2017 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alannah_plant - Apr. 28th, 2017 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - julia_friday - Apr. 28th, 2017 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tavia_ - Apr. 28th, 2017 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - itarrame - Apr. 28th, 2017 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - musya_martin - Apr. 29th, 2017 12:33 pm (UTC) - Expand
lamia_venomari
Apr. 28th, 2017 02:57 pm (UTC)
Слышала как-то дивное "фотографиня" и "фотографесса". И сразу как-то перед внутренним взором мелькает статная носатая рафинированная дама в длинном платье с турнюром, непринуждённо держащая в одной руке фотоаппарат с гофрированным объективом. а в другой - пятикилограммовую вспышку :)
А тех, кто -тся и -ться неправильно употребляет, готова четвертовать, угу. Вот такое я непримиримое граммар-наци :))
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 03:04 pm (UTC)
Знаешь, я вообще не представляю, как можно хотеть кого-то четвертовать за ошибку, которая даже на слух неразличима.
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shanille - Apr. 28th, 2017 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dagmara - Apr. 28th, 2017 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - incarcerous_fic - Apr. 28th, 2017 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sciuro - Apr. 28th, 2017 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - incarcerous_fic - Apr. 28th, 2017 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sciuro - Apr. 28th, 2017 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - incarcerous_fic - Apr. 28th, 2017 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - incarcerous_fic - Apr. 28th, 2017 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:06 pm (UTC) - Expand
tinwet
Apr. 28th, 2017 03:06 pm (UTC)
отличное исследование у Кота, факт. Многое объясняет
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 03:07 pm (UTC)
Мне подход очень понравился, с опросами этими. Такая живая наглядность.
dagmara
Apr. 28th, 2017 03:07 pm (UTC)
мне вообще довольно интересна тема "язык как средство идеологической борьбы", но именно как стороннему наблюдателю. определенные слова, в том числе феминитивы типа "авторки" я не буду употреблять в основном из эстетической предвзятости, а не идеологической, скажем.
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 03:10 pm (UTC)
Я их употребляю там, где чужое идеологическое явно важнее или острее моего эстетического. А частным образом я визажист и комментатор.
grachonok
Apr. 28th, 2017 03:20 pm (UTC)
Вот я бы кстати, увидев "визажистку", не подумала бы, что это нарочитый феминитив, вытекающий из соответствующей политики или дискурса, а восприняла бы как нормальное распространенное слово, вроде флейтистки:). Потому что звучит естественно, термин в языке все равно относительно новый, а из самой профессии у меня в поле зрения только твой журнал:).
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 03:25 pm (UTC)
Подругу там задело сочетание слов "визажистка и фотограф", что первое в женском, а второе - как есть. Она это восприняла так, будто это о двух разных людях.
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Apr. 28th, 2017 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grachonok - Apr. 28th, 2017 03:29 pm (UTC) - Expand
irka_knopkina
Apr. 28th, 2017 03:47 pm (UTC)
Жаль, что их фантазии не хватило на "фотографиню". Как звучит, а? :)
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 03:49 pm (UTC)
На мой слух звучит скорее иронически. Это не нейтрально обозначение, понимаешь? Как не являются нетральными варианты вроде "автоледи" в качестве женского аналога водителя.
(no subject) - irka_knopkina - Apr. 28th, 2017 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 04:02 pm (UTC) - Expand
tindomerele
Apr. 28th, 2017 03:48 pm (UTC)
К сожалению, бОльшая часть попыток придумать феминитивы к названиям профессий приводят либо к смешному и нелепому звучанию слова, либо придает насмешливый и уничижительный оттенок. При этом не согласование в духе "доктор Мария Ивановна сказала" мне глаз не режет, поскольку название профессии - это некий статус, а имя-отчество даёт представление о поле человека. По мне, так попытка придумать феминитивы в разы больше отдаёт сексизмом, потому что не важно какого пола человек, главное чтобы специалистом был хорошим.
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 03:52 pm (UTC)
Я думаю, это на непривычный слух так. Посмотри, вот доктор Мария Ивановна отлично была студенткой Машей аспиранткой Марией. Я не вижу особого сексизма в том, что в этих двух случаях ей пол обозначен - хотя в контексте учёбы может быть и неважен.
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sciuro - Apr. 28th, 2017 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sciuro - Apr. 28th, 2017 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Apr. 28th, 2017 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stoshagownozad - Apr. 28th, 2017 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Apr. 28th, 2017 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stoshagownozad - Apr. 28th, 2017 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - incarcerous_fic - Apr. 28th, 2017 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:04 pm (UTC) - Expand
aenye
Apr. 28th, 2017 03:53 pm (UTC)

Плюс один.

incarcerous_fic
Apr. 28th, 2017 05:12 pm (UTC)
Угу, "Врачка, экскурсоводиха и собаководица" )))
я на эту тему у себя пост писала как-то давно уже :)

http://incarcerous-fic.livejournal.com/342244.html

Edited at 2017-04-28 05:23 pm (UTC)
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 07:10 pm (UTC)
Да, вот я часто замечала такую яркую эмоциональную реакцию на эти вещи. Она меня удивляет, если честно - особенно в нынешней ситуации, когда феминитивы не являются словарной нормой и их употребление - вопрос только и исключительно доброй воли носителя языка.
norbic
Apr. 28th, 2017 05:19 pm (UTC)
хм, в славянских языках имеется и обратная сторона медали)
чешская ментальность к сексизму: профессорка, докторка, учителка, лекторка, секретаржка, продавачка. и тамошние женщины сейчас как раз усиленно борются с этим явлением, за гендерную корректность.
thawing_wind
Apr. 28th, 2017 07:08 pm (UTC)
То есть, выходит, гендерная корректность - это такая вещь, за которую можно бороться как введением феминитивов, так и их отменой?:)
(no subject) - norbic - Apr. 29th, 2017 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - norbic - Apr. 29th, 2017 01:52 am (UTC) - Expand
sciuro
Apr. 28th, 2017 05:24 pm (UTC)
Интересно, насколько у людей разная выраженность языковой "чувствительности" - и как это качество выражается! Вон в комментариях несколько человек жалуются, что испытывают остро-неприятные ощущения от орфографических ошибок, причем конкретных. У меня выпирает другая шишка: да, меня коробят слова "авторка" и "комментаторка", хотя примерно в ту же сторону мне резко-неприятно слово "школка" (ну, допустим, там есть оттенок уничижения) - но вот, скажем "шторка" (шторка объектива, например) - вообще нейтральное, нормальное, не новое слово, а мне режет ухо? глаз? ухоглаз? третье око?

Обычно это описывают как благозвучность/неблагозвучность, но лично у меня тут все-таки дело не только в звуке. Есть определенная синестезия в этом ощущении - например, бывает, что именно видимость, написанность слова делает его неприятным - но так лично у меня бывает реже, хотя я не аудиал. Эту идею синестезии хорошо передает слово lamatyave, поэтому я им часто пользуюсь :) Например, когда ругаю японский язык :)
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 06:58 pm (UTC)
Да, lamatyave - одно из тех слов, которых очстро не хватает в русском языке. Второе такое слово., о котором я часто жалею, что не могу употребить - французское surexplication.
(no subject) - sciuro - Apr. 28th, 2017 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sciuro - Apr. 28th, 2017 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tindomerele - Apr. 28th, 2017 10:22 pm (UTC) - Expand
elven_luinae
Apr. 28th, 2017 07:15 pm (UTC)
Вот на 100% согласна с тобой.
shanille
Apr. 28th, 2017 07:44 pm (UTC)
Меня сейчас озадачивает испанский язык. Из профессий что-то женского рода, что-то мужского.

Когда разделение el ...о/ el ...a - вроде нормально. el abogado - la adogada.

el periodista - la periodista. а вот тут без артикля и не поймешь, журналист или журналистка, хотя окончание на "а".
el cura - священник
el juez - la juez (судья)

Экономист, юрист, электрик и еще куча - все, коварные заразы, заканчиваются на "а". А студент, estudiante, вообще на "е".

Остается только зубрить. :)
Кстати, иностанцы обычно зубрят знаменитое "чех - национальность. чешка - обувь...".
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 07:50 pm (UTC)
Ну там все же артикль в помощь, ясно, о ком идёт речь.
(no subject) - shanille - Apr. 28th, 2017 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 28th, 2017 08:01 pm (UTC) - Expand
lazy_otter
Apr. 28th, 2017 08:56 pm (UTC)
А вот еще в порядке нереализуемого бреда. Слово может не меняться, но может меняться его род в системе языка. Как "кофе" было "он", а теперь уже и "оно" грамматически приемлемо...
Сейчас слово "доктор" мужского рода, а через сто лет будет универсального, и мужского и женского. Кстати относительно доктора это уже почти так. "Доктор пришла", "доктор сказала" - звучат уже почти совсем естественно.
irondragonfly
Apr. 28th, 2017 09:00 pm (UTC)
кстати, я думаю, что и с феминитивами, если они войдут в оборот, то первоначально через двойную норму, когда можно и так, и так.
tinvel
Apr. 29th, 2017 05:22 am (UTC)
У Ольги Громыко вот только недавно пытались найти феминитив к слову "киборг"
irondragonfly
Apr. 29th, 2017 05:59 am (UTC)
Но как, это же аббревиатура?
(no subject) - tinvel - Apr. 29th, 2017 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 29th, 2017 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 29th, 2017 07:29 am (UTC) - Expand
musya_martin
Apr. 29th, 2017 12:34 pm (UTC)
фотографиня? :)))
irondragonfly
Apr. 29th, 2017 01:48 pm (UTC)
Ну очевидно же, что это не нейтральное слово, потому и со смайликом - оно иначе, чем в ироническом смысле, вряд ли может быть воспринято.
isgerdr
Apr. 29th, 2017 02:53 pm (UTC)
Я вообще склонна употреблять в мужском роде даже те самоидентификации, к которым феминитивы есть. И не потому, что я как-то стесняюсь своего женского пола, а потому, что в языке нашем нейтрален именно мужской. Мне, например, режет слух, когда говорят "и вот ты такая пошла и сделала", когда речь не обо мне лично, а просто об условной фигуре, и сама я такое условное "ты" использую с мужским родом безотносительно пола собеседника. Когда я говорю "я металлист", "я переводчик", "я автомобилист" - я просто называю свои музыкальные интересы, профессию и способ передвижения в пространстве. "Металлистка", "переводчица", "автомобилистка" - это посыл "я - то-то и то-то, И ЕЩЕ Я ЖЕНЩИНА". А по мне, в контексте музыки, профессии и транспорта мой пол не имеет ровным счетом никакого значения. Как "я человек по жизни спокойный" - ну не буду я говорить "я женщина по жизни спокойная", потому что акцент не на пол, а на черту характера, с полом не связанную. Но я скажу "я женщина не домашняя", потому что тут мой пол важен.
irondragonfly
Apr. 29th, 2017 03:03 pm (UTC)
Мне кажется, я понимаю твою мысль. Но у меня с этим проще в том плане, что в куче ситуаций, где мой по не слишком важен, он таки очевиден. Ну, в смысле, по мне видно, что я женщина, у меня женское тело, женский голос, и тем, что я живу в этом теле и говорю этим голосом, я не подчёркиваю то, что я женщина, это просто некая реальность моей жизни. На этом фоне для меня вполне естественно говорить и слышать "пошла и сделала", например, никакой дополнительной информации в этих окончаниях всё равно не будет. Поэтому привычные феминитивы я использую, не задумываясь.
(no subject) - isgerdr - Apr. 29th, 2017 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Apr. 29th, 2017 03:09 pm (UTC) - Expand
magict30p
May. 1st, 2017 10:00 am (UTC)
ТОП: 13:00 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
annarakhmanina
May. 3rd, 2017 03:26 am (UTC)
В прошлом году в школе в класс к старшему сыну пришла ФОТОГРАФИНЯ - она прямо так везде себя называет. Так что вполне себе можно назвать фотографа-женщину одним словом. :-)
irondragonfly
May. 3rd, 2017 08:26 am (UTC)
Можно, конечно, но таким - всё-таки не нужно.
( 124 говорят — поговорить )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes