?

Log in

No account? Create an account

шаг назад | шаг вперед

Hold on just a little while longer

Я как-то раз уже писала тут, что у меня есть сильно облегчающая жизнь формула "достаточно хорошо": я никогда не стану великим фотографом, но фотографирую достаточно хорошо, чтобы люди хотели на это смотреть и готовы были за это платить; я не могу создать псам идеальные условия, но у нас им достаточно хорошо, и уж всяко лучше, чем в приюте; я не офигенная красавица, но выгляжу вполне сносно по меркам своего возраста и окружения; я не смогу избавиться от некоторой специфики, затрудняющей взаимодействия с людьми, но я выработала навыки, позволяющие вполне нормально жить в обществе, иметь друзей и работать; я не самый крутой визажист, но того, что я могу, вполне хватает для моих целей, и т.д. Это позволяет не задирать планку так, что пропадает всякий кураж прыгать, и можно уже понемногу править какие-то конкретные вещи - с ощущением, что я не из ничтожества пытаюсь выдраться к вершинам, а просто собираюсь чуть улучшить вот этот свой вполне средний результат.

Вторая спасительная мысль формулируется, как "но не прямо сейчас" либо "всего один шаг". Она работает для ситуаций, когда уже что-то пошло не так, и начинает казаться, что мне этого никак не поднять. Кому-то в такой ситуации помогает представить у себя за спиной некий заградотряд, чтобы ни шагу назад и вот это всё, но мне - нет, я как раз при возможности мысленно открываю запасной выход, но держу в уме, что прямо сейчас им пользоваться нет нужды. Таким образом я себе не запрещаю раз и навсегда даже суицид: в по-настоящему жёсткий период я имела в виду, что если станет совсем невыносимо, такой вариант у меня тоже есть. А раз так, то нет нужды делать это именно сегодня, именно сегодня можно попробовать сделать что-то ещё, как-то прожить этот день, а потом посмотреть ещё раз: уже всё или можно ещё один. Когда я болела и мне было тяжело находить силы даже на повседневные дела, я именно так гуляла с бульдогом. Говорила себе, что человек, который в состоянии подняться на ноги, всегда может сделать хотя бы один шаг. И ещё один. И ещё. Прогулка целиком может казаться слишком большой и утомительной, но я делаю только шаги поштучно, и всегда можно повернуть, либо сесть на землю и сидеть, пока не полегчает. Прямо сейчас вполне реально сделать ещё один шаг. Так мы с Кимом проходили весь маршрут и возвращались домой.

Впрочем, в ситуациях меньшей жести это тоже работает. Например, при нынешнем образе жизни я довольно сильно устаю, вплоть до того, что иногда почти готова начать приходить в гнев и выкрикивать: «Я уйду к сарацинам!», что в моём исполнении значит забиться в угол, зажмуриться и немного раскачиваться туда-сюда, исступлённо мечтая послать всё к чёрту. И тут главное не говорить себе правильных слов, которые не сработают, не взывать к долгу и ответственности, а сразу согласиться, что на крайняк можно и к чёрту, и даже к сарацинам, а прямо сейчас я попробую обработать хотя бы пару-тройку фотографий из полусотни. Если пойму, что совсем никак, говорю я себе, можно будет прерваться и вообще лечь спать. Где одна, там и две, где две, там и десять, а это уже пятая часть, доведём до половины, а там уже глупо как-то не закончить.

Или вот первые полгода нам с Шерлоком было довольно непросто, мы не сразу полюбили его, и казалось, что контакта с этим псом у нас просто не вышло. Куратор сразу предлагала вернуть его, если что-то пойдёт не так, и я вроде не собиралась этого делать, но порой думала: ок, в самом крайнем случае мы не окажемся заложниками ситуации на многие годы - а пока это не стало невыносимым, и мы же можем попробовать сделать что-то ещё. А там понемногу и он к нам привык, и мы к нему, и всё наладилось. Когда у него появилось прозвище Хобот, стало ясно, что это окончательно наш пёс.

Я так понимаю, что признание возможности воспользоваться запасным выходом, даже самым неправильным, высвобождает сколько-то энергии, которая иначе потратилась бы на удерживание от этих мыслей - и которую можно вложить в исправление ситуации или хотя бы в отработку того, что в любом случае должно быть сделано. Видимо, так возвращается ощущение контроля и добровольности происходящего: у меня как бы есть способ, пусть некрасивый, всё это прекратить, но я выбираю продолжить*. В конце концов, почти любой итог будет круче этого, некрасивого, и каждый сделанный шаг окажется пусть маленькой, но победой, а дальше уже включается система поощрения с её "да, круто, ништяк, давай ещё один".
___________

* Парадоксальным образом полное отсутствие выбора иногда действует до одури раскрепощающе, но это совсем другая история: тут тоже уже нет нужды тратить силы на борьбу с желанием "уйти к сарацинам", остаётся тупо переть вперёд, радуясь, что больше уже ничего не надо решать. Такие ситуации случаются очень редко, и они как раз легко отличимы по почти полному отсутствию внутренней борьбы, курок спущен, пуля может только вперёд, а там видно будет, в цель или промахнулась. Это такое специфическое, почти трансовое состояние особой легкости и почти что отсутствия себя. Обычно борьба все-таки есть, и она жрёт энергию, и тут я вижу смысл не кричать себе "нельзя! и даже думать об этом нельзя!", а заранее согласиться: ок, в самом крайнем случае просто признаем поражение. Но не сейчас.

Comments

( 24 говорят — поговорить )
isgerdr
Aug. 13th, 2018 04:34 am (UTC)
О да. Мне окончательно не рехнуться в послеродовой депрессии помогло в том числе закрытие горизонтов планирования до ближайшего часа. Прожили - отлично. Еще один? Зашибись. Этот час получился со временем для себя? Так это же круто! Я в него еще и не плачу? Ну это прям ваще! А потом - опа, а я уже не помню, когда в последний раз мне не хотелось просыпаться.
_charley_
Aug. 13th, 2018 05:43 am (UTC)
Тебя можно перепощивать в фб, например?
irondragonfly
Aug. 13th, 2018 10:40 am (UTC)
Всё, что открытое - можно, да и нет у меня закрытого уже давно.
stoshagownozad
Aug. 13th, 2018 06:27 am (UTC)
Прочла по назначению, извлекла пользу. Но еще поняла, что я прямо лопну, если все-таки не скажу, что на мой взгляд вы именно офигенная красавица. Черты лица, "цветовое решение"(темные волосы, светлые глаза), фактура кожи, возможность носить любую прическу - от длинных волос до стрижки под ноль и от классики до цветного хаера и ирокезов - это разве не красота? Ну и то, что там в глазах видно - тоже красота ведь.
И про визажиста то же можно сказать, как по мне. И про фотографа. Не то, чтобы я вас хотела переубедить или там как-то повлиять на ваше представление о себе. И не то, чтобы я с вами спорила. Но просто когда я на ваши работы смотрю, где вы по мне рисовали - и оттуда выхожу Я, такая я, которую узнаю и которая при этом еще и предмет искусства, высказывание... ну как не сказать, что вы это умеете, и умеете очень хорошо? Никак не могу удержаться.

И эссе полезное, это конечно, в первую очередь. Спасибо.
strange_cat
Aug. 13th, 2018 12:17 pm (UTC)
Вот полностью согласна с первым абзацем!
Второй - пока не потестила на себе :)
stoshagownozad
Aug. 13th, 2018 12:38 pm (UTC)
я в прошлом году три раза и в этом собираюсь еще раз. удивительное дело.
strange_cat
Aug. 13th, 2018 02:09 pm (UTC)
Увы, пока записано в разряд мечт второй линии :(
irondragonfly
Aug. 13th, 2018 12:54 pm (UTC)
Если не говорить о нормальном в такой ситуации смущении и всём таком, то честным ответом будет: мне, на самом деле, приятно знать, что я вам нравлюсь - и просто так, и как фотограф. Безотносительно объективных оценок вот этого всего, такие штуки просто воодушевляют и радуют.
stoshagownozad
Aug. 13th, 2018 12:58 pm (UTC)
да. очень радуют, и я рада, что порадовала вас.
boldogg
Aug. 13th, 2018 07:45 am (UTC)
Очень круто.
Прям _очень_ круто. И первая спасительная мысль и, на мой вкус, особенно вторая.

Стал думать, делаю ли я так. Осознанно - нет, не делаю, пожалуй. Не вполне осознанно... Тоже вот так сходу не вспомню.

takoe_nebo
Aug. 13th, 2018 08:35 am (UTC)
Отличный психологический приём
levgilman
Aug. 13th, 2018 08:51 am (UTC)
"Ещё один шаг" в буквальном смысле - это только вокруг дома круги наворачивать. И то, "ещё один" круг, а не шаг. Возвращаться же надо, а вдруг ниасилите?
irondragonfly
Aug. 13th, 2018 10:45 am (UTC)
Это же в городе и с телефоном в кармане, чтоб в самом крайнем случае можно было хотя бы скорую вызвать. Или да, какое-то время посидеть, а потом подняться и дойти. На расстоянии в полкилометра от дома даже в случае, если совсем плохо становится, проблема с возвращением остаётся решаемой.
anna_domini
Aug. 13th, 2018 09:36 am (UTC)
Кстати, да, я всю жизнь тоже пользуюсь мантрой "если что, у меня всегда есть выход". Причем когда в конце детства я ее еще не придумала, состояние бывало совершенно невыносимым.
stam_adam
Aug. 13th, 2018 11:20 am (UTC)
Спасибо, Несли. Очень в точку. И очень вовремя.
tuuliky
Aug. 13th, 2018 01:52 pm (UTC)
После клинической депрессии у меня, к сожалению, перестал получатся конструктивный диалог с собой. То есть, вот это вот "а давай сейчас сделаем еще шажочек" - не работает. Организм очень жестко и критично сообщает: "Нет", "Я спать!", "Так, все. Я лягу здесь!" - и это не капризное нытье, когда можно еще себя поуговаривать, а такое... я выхожу на следующей остановке, иду в кровать, в общем, я с ним не спорю. И я очень четко понимаю, что он перестраховывается. То есть, это всегда сильно заранее до критичной отметки, и можно было бы еще много-много шажочков сделать успеть, но должной управы на него я не имею (а хотела бы!). Наверное, это и называется "дуть на воду, обжегшись на молоке".

Я, кстати, очень боялась, что с новорожденным ребенком не справлюсь из-за вот этой вот фигни. И тем удивительнее было, что организм работал как у киборга - там где кончались человеческие силы, включался автомат. Трое суток без сна, сутки без еды, в 7 утра несколько километров по снежной степи толкать коляску с буксующими в сугробах колесами, и почти ничего не чувствовать. В голове белый шум, а ноги переставляются.
Я, конечно, тупила тогда страшно, но вот то, что я все это выдержала и неплохо справилась, за это я своему организму оооченно благодарна.
annarakhmanina
Aug. 20th, 2018 09:28 am (UTC)
Новорожденный ребенок - это то еще испытание, да.
Наш старший мог по 17 раз за ночь просыпаться. Я первый его год тоже на автомате прожила.
ravenstormc
Aug. 13th, 2018 01:55 pm (UTC)
да, в какой-то момент я тоже пришла к этому "разреши себе аварийный выход"
удивительно было это что после разрешения все как-то так развернулось само собой, что необходимости им пользоваться не подвернулось, хотя я в какой-то момент это даже предвкушала.
dmsh
Aug. 13th, 2018 05:53 pm (UTC)
Хочу сказать, что вы потрясающе талантливая и красивая!

А это "ты должен быть первым, иначе зачем тебе быть" - вообще вредно.
ladyninet
Aug. 14th, 2018 07:32 am (UTC)
Про аварийный выход давно-давно мне сказала Тикки Шельен песней Freedom of Choice и это было спасением тогда. Многое разрешилось и разрешилось относительно неплохо благодаря пониманию, что можно будет сбежать из любой точки бытия, если всё пойдет совсем уж по звезде. Позже эта идея расширилась до вашего второго пункта. И теперь это вполне рабочий способ жить.
Аххаха, теперь я работаю над первым пунктом и он, оказывается, чертовски сложен в исполнении! Перфекционистка с комплексом отличницы, плак-плак.
gobis
Aug. 14th, 2018 01:59 pm (UTC)
Да, вот хочется, чтобы всё было гладенько и совершенно, а всё идёт традиционным способом, через одно место.
Но оглянешься на других и понимаешь, что и у них всё через это место, а потому я не одинока.

И вот хорошая тема, я что-то такое тоже думаю: этот день пережили, смогли, вот уже и замечательно, завтра посмотрим, что делать дальше
catsnest
Aug. 15th, 2018 07:56 pm (UTC)
О, да. Baby steps - наше всё :)
https://youtu.be/Yl6s6DGapug
fata_morgein
Aug. 16th, 2018 07:45 am (UTC)
Вот очень да!
annarakhmanina
Aug. 20th, 2018 09:25 am (UTC)
"Достаточно хорошо" - прекрасная формула! Как она вообще по жизни помогает!

И еще: Ваше "достаточно хорошо" мне очень часто кажется прекрасным и совершенно потрясающим.

Наш старший сын перефразировал эту фразу в "И так сойдет". Мне не очень нравится формулировка, но я вижу в ней смысл. Он делает какое-то дело, старается, но у него в силу каких-то причин не получается идеально. И он не страдает от несовершенства, а говорит "и так сойдет". Я к такому пришла сильно позже, чем в 13 лет.
В начальной школе учительница всё пыталась меня сподвигнуть на то, чтобы я заставляла сына переписывать домашнее задание, если оно написано не идеальным почерком. Не сподвигла. А сын в 4 классе занял второе место по каллиграфии во всей начальной школе. Хотя обычный его почерк далек от совершенства. Я его спросила: "Как так?! Как ты смог так красиво написать?!" А он мне ответил: "Ну так на конкурсе надо было постараться изо всех сил. Я и постарался. А обычно мне не нужно так сильно стараться". И вот это умение разделять ситуации на те, где надо изо всех сил постараться, а где можно просто сделать достаточно хорошо, меня удивляет и радует.

Edited at 2018-08-20 09:26 am (UTC)
( 24 говорят — поговорить )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes