irondragonfly (irondragonfly) wrote,
irondragonfly
irondragonfly

Categories:

Вчера я прочла вывеску "Подарки", как "Подпорки"



Я как-то уже писала, что могу быть вполне собой, по большому счету, только тогда, когда на меня никто не смотрит. То есть, по-хорошему, даже "собой" вполне можно было бы опустить. Все то, "чем занимаются крысы, когда их никто не видит", как раз и значит крысу. Остальное - неизбежное обрамление, ясно, что все имеет свою цену. В моем случае из правила есть изъятия, их не так много, и они, конечно, как-то связаны со степенью близости и доверия, но это не прямая зависимость, тут важен ещё похожий склад мозгов, когда какие-то вещи могут быть восприняты без привлечения, гм, "программы имитации личности". Я, кстати, сама не всегда замечаю, как легко она запускается, и это тоже важно, потому что она обеспечивает распознание "свой-чужой": будучи человеком, нормально испытывать некоторые вещи, нормально выражать некоторые вещи, или хотя бы обозначать их. Собственно, это во многом и значит быть человеком.

Этому всему учат очень рано, и в какой-то момент если не испытывать, то выражать - становится очень привычным делом. А если не становится, то потом это приходится усваивать и вырабатывать отдельно. И это не такая уж сложная задача, благо, что в образцах недостатка нет. Будучи единожды присвоенным, оно потом работает само - так, фразы типа "добрый день" я и сейчас произношу примерно с тем же выражением в лице и в голосе, которое заучила лет пятнадцать назад. И ни разу не подводило. Сюда же мимика, какие-то жесты, какие-то интонации, куча всего такого, что воспроизводится, как запись, и, на самом деле, является просто дружественным интерфейсом, удобным вежливым автоответчиком. Но да, все имеет свою цену, и удобство тоже - только оказавшись там, где этой работы проделывать не надо, понимаешь, как же много сил на неё уходит. Кажется, что их резко прибавилось, но на деле они просто перестают вытрачиваться.

Я понимаю, что все, что я сейчас пишу, будет вполне понятно только тем, для кого, например, в свое время сходить в магазин за хлебом (где надо! обратиться! к продавцу!) тоже было чудовищной сложности задачей, кто, чтобы сделать все правильно, по пути десяток раз подряд произносил про себя "будте добры, батон белого и бородинский", чтобы наверняка Сделать Все Правильно, а потом выходил взмокший, с колотящимся сердцем и ощущением всей нелепости своей "победы". К слову, мне 33 года сейчас, и я давно не повторяю по десять раз то, что собираюсь произнести (максимум раз-другой), и у меня давно нет проблем с тем, чтобы смотреть в глаза (трюк прост в исполнении - надо чуть расфокусировать взгляд), но вчера, общаясь со стоматологической регистратурой, я в очередной раз ощутила,что никогда не достигну реальной непринужденности и естественности. Все эти улыбки, формулы вежливости, шутки и прочее - это нечто, то держишь впереди себя на вытянутой руке, чтобы это приняли за тебя. Подростком, помню, я специально приучала себя пересекать большие открытые пространства, тщательно контролировала свою походку (потому что при одной мысли о том, что на то, как я иду, смотрят, я начинала хромать и вихляться), периодически пробегалась вниманием по лицу, разжимая зубы, расслабляя губы, раздвигая брови. От тех времен осталась только привычка выравнивать и замедлять дыхание, очень полезная привычка в непростых ситуациях. Так вот, прежде чем вступить в даже самые поверхностные взаимодействия с посторонними людьми, я делаю мгновенную ревизию позы, выражения лица, дыхания - а потом ровно и с улыбкой здороваюсь.


Когда же находишь тех, с кем можно не проделывать большую часть этой работы, и при этом восприниматься не в виде бревна с глазами, то... все равно проделываешь её, разумеется, но все меньше и меньше, и маятник, который не раскачивают, понемногу затихает. И вот тогда-то понимаешь, сколько сил и внимания уходило на то, чтобы поддерживать его в движении. Расхолаживает, конечно. Хочется так и продолжать, не тратясь особенно. Проще держать амплитуду, чем скакать из режима в режим. И начинается ревизия - что из используемого действительно так уж важно, а что было взято с запасом, из перестраховки. И понимаешь, что вот этим, вот этим и вот этим можно с лёгкостью пожертвовать. То есть буквально полжизни учишься быть милой, понятной, удобной и вежливой, а потом начинаешь обратно учиться ею не быть. Ну, то есть как не быть - дозировать это дело, выключать автоответчик. И катастрофы не происходит. Мало ли на свете нелепых женшин, неулыбчивых женшин, туповатых женщин? И ничего, все в порядке же. Да, так я вызываю меньше симпатии. Да, я это переживу.

Конечно же, сбои будут. В такие дни, как сегодня, например, я с новой силой жалею, что никаб невозможно носить, как светскую одежду, а присваивать себе атрибуты чужой религии явно не стоит. В такие дни как раз именно "программа имитации" и берет на себя его функции. Как защита, страховочный вариант - самое то, но, см. заголовок поста, это именно подпорки, и важно держать этот факт в уме.

При этом у таких, как я, эмции бывают довольно далеко отодвинуты, с одной стороны, от чувств, с другой стороны, от внешнего проявления. Смешно и глупо: можно сильно, удушливо смутиться чего-то, но ровно в тот момент, когда решаешь показать смущение - смущенной улыбкой, жестом, словами - как все внимание переходит на процесс отображения, и ровно в тот момент, когда вполне реальное состояние становится понятным, оно перстает быть вполне искренним, потому что невозможно одновременно смущаться и демонстрировать свое смущение. Наверное, стоять в неочевидной испарине, произнося "мне сейчас исключительно неловко" - было бы вернее, но совершенно неубедительно, если иметь в виду именно обратную связь. Уйма несомненно живых вещей перестает быть живыми, как только вытаскиваешь их на обозрение. Иногда это очень хорошо, как в примере с неловкими ситуациями, иногда - очень жалко. С другой стороны, можно сильно ненавидеть и при этом практически не злиться, можно ровненько так любить без малейших порывов и трепыханий, можно вроде бы "все понимать" и "неплохо справляться", а потом внезапно понимать, что все, хватит - и необратимо прерывать контакт с ровного места, без объявления войны. Такая специфика, если пустить её на самотёк, очень уж не способствует вменяемым отношениям со значимыми людьми. Какие-то вещи просто нельзя не отслеживать и не поправлять - выражая, проговаривая,хотя бы просто называя.


Из тех, кого я знаю, этот пост поймут трое. Ну, четверо, если с Линдалом. Собственно, во многом для них он и написан. Для прочих, прорвавшихся через множество букв, это, по большей части, "надо же, как бывает", и в какой-то мере, объяснение того, "как эта штука работает". Вот как-то так она и работает, which is fine, by the way.

И это действительно is fine, это не болезнь не дефект и не результат травмы, не, Слизень упаси, "комплексы" -
это практически вариант нормы. Ну, очень на краю, но тем не менее. Лечить бесполезно, с этим рождаются - да и трудно, понимаешь, чинить то, что не сломано. У меня, например, при всем при этом невероятно устойчивая психика, без малейшей склонности к депрессиям и прочему, хорошо выдерживает как перегрузки, так и крайнюю рутину и вообще на редкость живучая. Все жизненно важное залегает так глубоко, что мелких травм почти не происходит. Но да, и преимущества, и проблемы растут от одного корня, вот такая специфика, и её не переломить. Можно адаптироваться, можно компенсировать, можно искать нишу, где ресурс можно по максимуму использовать на дело, а не на адаптацию - к чему-то такому я после долгих лет сомнительной и бесславной борбы как раз и пришла. Видимо, какое-то время я ещё буду временами писать об этом, подытоживая опыт.







Tags: как эта штука работает, обсебятина
Subscribe

  • О гендерных стереотипах

    Я все спрашивала Линдала, отчего он не даст роботу, которого смастерил для MWR, хоть какое-то имя - учитывая что мы с этим роботом прожили под одной…

  • Этот день

    Я просто хочу запомнить этот день, когда мне подарили чашку Петри с живыми нематодами внутри и цитатой снаружи. "Он также струится мой странный…

  • (no subject)

    Линдалу понадобилось определение слова "художник", каким его даёт Википедия. Ну он открыл статью, а там... "Художник — это человек, деятель…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 271 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О гендерных стереотипах

    Я все спрашивала Линдала, отчего он не даст роботу, которого смастерил для MWR, хоть какое-то имя - учитывая что мы с этим роботом прожили под одной…

  • Этот день

    Я просто хочу запомнить этот день, когда мне подарили чашку Петри с живыми нематодами внутри и цитатой снаружи. "Он также струится мой странный…

  • (no subject)

    Линдалу понадобилось определение слова "художник", каким его даёт Википедия. Ну он открыл статью, а там... "Художник — это человек, деятель…