irondragonfly (irondragonfly) wrote,
irondragonfly
irondragonfly

Category:
Тема от Китти - МУЗЫКА.

Что я могу сказать? Китти всегда умела находить больные места, и это умение с годами не иссякло.

Мои родители - очень интеллигентные люди, им удвлось собрать совершенно потрясающую по тем временам библиотеку, но... но они немузыкальны. совсем. Мой отец не поёт под гитару, а мама не играет на фортепьяно :) Да, в доме был проигрыватель и немного пластинок, но включали его нечасто, да и пластинки те были... Алла Пугачёва, оркестр Поля Мариа, Джо Дассен и Высоцкий, и еще "Бони-М" и "Арсенал", остальное невразумительно и не запомнилось вообще, какая-то итальянская эстрада и ещё Мирей Матье была, и даже из "Битлз" что-то, но я не помню, чтобы битлы у нас сколько-нибудь часто звучали, их я открывала для себя сама и позднеее. У начитанных, но немузыкальных родителей рос книжный ребёнок без признаков слуха и вкуса к музыке. Ребёнок пошёл в школу, которая ничем ему не смогла помочь, и в старших классах уже подсел на рок - казалось бы, вот оно, пришло хоть как-то, но... Нееет. Дело в том, что и в рок-музыке меня интересовали в основном тексты. Я привыкла воспринимать мир через слово, и для меня не была такой уж существенной разница - послушать, скажем, Цоя, или прочесть тексты его песен, просто, как стихи. Я могла не узнать музыки к "Капитану Воронину", даже прослушав трижды, но о том, что никто кроме нас, не знал, где здесь выход, и даже мы не знали, где вход - я ответила бы, даже если б меня разбудили среди ночи. Поэтому я воспринимала только русский и англоязычный рок. Выучила в университете французский - полюбила группу "Нуар Дезир" и Рено Сешана. А не выучила бы - так даже слушать не стала бы. Ибо для меня в те годы существовали только "стихи, которые поются на мелодию или ритм, которые, в свою очередь, помогают воспринимать стихи". Убого, но факт.

Свего рода дефлорация слуха произолшла уже в институте, когда добрая подруга поставила мне (трезвой и спокойной!) кассету с собственной выборкой из "Дорз", выключила свет и вышла. Я лежала на полу, в темноте, а звук долбил меня сверху, как кувалдой. И со мной случилось старанное. В сущности, полноценный транс с прорывом в совсем уж запредельное. Я не буду описывать свои чувства - скажу только, что он были... очень интенсивны. Когда Аня вернулась и включила свет,с пола попыталось подняться нечто, мало похожее на ту иронично настроенную, спокойную и трезвую девушку, которую она часом ранее оставила наедине с магнитофоном. И я начала учиться слушать. Училась тяжело и мучительно, продираясь по чужойи чуждой территории,понемногу подбираясь к своему пониманию восприятия музыки как инобытия мышления. Я собирала фонотеку, я слушала, слушала, слушала. И сейчас я могу читать на ходу или за едойи разговором, но, поставив диск, я отложу все дела, сяду, может даже свет выключу - и буду слушать молча и сосредоточенно, и потом ещё молчать буду. И всё равно ч невежда и самоучка. И знаю это. И продолжаю медленно и со скрипом вникать, ибо голодную пустоту в том месте, где во мне должна жить музыка, я чую постоянно.

Отсюда мораль: да, я убеждена, что в школах обязательно надо преподавать музыку так, как преподают литературу. Вот сажать детей в затемнённую аудиторию, и - от простого к сложному - ставить им и этнику, и всё самое главное и важное из классики, и современные изыски поближе к старшим классам. А потом обсуждать. Точь-в точь, как литературу учат. Ради этого стоило бы пожертвовать частью школьной программы по химии, физике и биологии - о премудростях строения непредельных углеводородов или об особенностях крестоцветных растений всё равно забудут все, кроме тех, кто изберёт именно их своей стезёй, а они и так всё это учить будут. Музыка же - часть общей культуры, без неё - такая лакуна остаётся в образовании, которую, если время упущено, заполнить уже очень и очень трудно, если вообще возможно. А то ведь как получается - ребёнок из семьи, где не очень-то читают, в школе всё же приобщается к наследию, а вот детишки вроде меня и моих родителей этого шанса не имеют. Музыкальные же школы - удел немногих, да и нагрузка большая выходит - не все выдерживают.

А, вот ещё что. Человек, умеющий петь или владеющий какаим-либо музыкальным инструментом, неизменно вызыввает у меня безмерное восхищение, почти мистический восторг. Так пингвин мог бы смотреть на чайку : "вот, блин, а она ведь тоже - птица..."
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments