?

Log in

No account? Create an account

шаг назад | шаг вперед

Про непнёшьнеполетит

Каждый раз, когда кто-то из знакомых произносит "допинать себя до (подставить нужное)", "взять себя за шкирку и встряхнуть" и прочие вариации на тему "живительного пенделя", мне становится как-то зябко. Я даже ничего не говорю в девяти случаях из десяти, тем более, что я даже примерно представляю, что мне возразят. И мне, скорее всего, нечего будет ответить, так что я чаще всего грустно опускаю уши и молчу.

Здесь - можно, здесь законное место для бу-бу-бу, так что здесь и напишу.
Я убеждена, что в жизни, в целом, вполне достаточно насилия, чтобы не учинять его ещё и над собой. И да, аргумент, что "такие, как я, по-хорошему не понимают" - он гнилой. Понимают, как только появляется привычка к хорошему отношению. До тех пор, пока только пинками - понимают только пинки, конечно, а на более мягкие раздражители и не реагируют. Собственно, если бы пинала не я сама, а кто-то извне, я бы тоже быстро начала считать, что нет смысла за что-то браться, пока нет прямой угрозы посредством ноги. Избегание пинка - сильная и тупая мотивация, она хорошо перекрывает более тонкие и сложные. Если я мысленно ору на себя за непомытую посуду, например, я её даже вымою, но соображения кайфа от того, что на кухне теперь чисто, будут мельтешить где-то на самом дальнем плане. И вс следующий раз без мысленного окрика к раковине не сунусь.

Мне нравится правило "обращайся с собой так, как хочешь, чтобы с тобой обращались другие". То есть - вежливо, уважительно и соблюдая договорённости. И это примерно то отношение, на которое от меня могут рассчитывать другие люди, так что я не вижу причин делать для себя исключение. В конце концов, я правда считаю себя адекватной тёткой, с которой всегда можно договориться.

Понятное дело, что в ситуации, когда сил хватает на всё и боевой дух на высоте, все это не очень актуально. А вот когда, кажется, всё: по нулям кислород и бензин - вот тогда да, потому что всё через силу, всё невмоготу, и, однако же, всё по-прежнему надо. И можно, конечно, на пинковой тяге, но тут, кроме прочего, есть и тот риск, что можно быстро надорвать себя - в рывке от пинка уже не разбираешь, есть ещё ресурс или надо уже притормозить. У меня в таких случаях работает то, что я называю низким стартом.



Был момент, когда я никак не могла подтянуться на турнике. То есть сами по себе мышцы были уже достаточно сильными, я хорошо отжималась, нормально управлялась с весами, но совершенно не верила, что я смогу поднять себя на руках, и поэтому, реально, не могла, как будто тормозилось усилие. Наверное, можно было орать на себя другим человеком снизу или самостоятельно внутри головы, но в итоге сработало другое: повисеть на руках, "переступая" ими туда-сюда. Подпрыгнуть так, чтобы оказаться в верхней точке подъема, а потом уже, медленно разгибая руки, опустить себя вниз. Попробовать не разгибать руки до конца, и подтянуться как бы с полпути - короче, привыкнуть к весу тела на своих руках, поиграть с ним, вписать в голову идею, что это нормально и несложно - и в какой-то момент подтянуться перестаёт быть задачей. Это, конечно, не так красиво и жёстко, как на преодолении, но очень эффективно.

Вот примерно то же работает для состояний упадка, переутомления, нервного истощения, болезни и проч. Когда нет сил, например, на уборку в квартире, можно сперва встать, обойти её всю - просто чтобы перестать сидеть и мёрзнуть. Потом без напряга, давая себе путь к отступлению ("устану - прервусь!"), собрать валяющиеся по площадям крупномеры. Разобрать одежду. Неторопливо подмести. Понять, что уже не так много осталось, пообещать себе кофе по завершении, и вытереть пыль, и т.д. А потом обязательно сварить кофе и потупить. Пока туплю, можно открыть почту, но не бросаться на неё, как на амбразуру, а выбрать только срочные письма и ответить на них. Потом прерваться, вымыть чашку, перевести дух и понемногу разобрать остальное. После чего уже можно привести себя в прядок, одеться в рабочее - и обнаружить, что у меня уже чистая квартира, подготовлено рабочее место и я сама, разобрана почта вообще рабочий день, можно сказать, уже начался. Просто все это было сделано такими осторожными шагами и глядя только прямо перед собой, что я даже испугаться не успела. В этот момент обычно приходит некоторый допинг в виде мысли о том, что я ещё ничего, и на этой волне можно отгрызть большой кусок работы.

Или вот когда речь подклинивает. Главное тут не злиться на себя и не пытаться "взять себя в руки". Наоборот, максимально расслабиться, даже физически улыбнуться, сделать вдох и выдох, простороить всю фразу внутри, полностью, пусть даже с избыточным сохранением синтаксиса (например, в детстве вычитанное в учебнике русского языка "извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?" до сих пор - со всей мощью импринтинга! - по умолчанию существует у меня в именно этом виде, хотя я могу эту формулу сокращать и менять), и потом медленно, не глядя дальше рамок одного слова, будто читая с листа, начать произносить. Дальше - проще, уже к середине первой фразы неизбежно разговоришься, и оно уже само пойдет. Если относиться к ситуации, как к штатной, не начинать нервничать и стыдить себя, то собеседник, скорее всего, вообще ничего не заметит - мало ли, задумалась или слово забыла.

Или вот с тренировками. Чтобы были силы, нужно тренироваться. Если сил нет, начать тренировку почти нереально. И тут важно, опять же, не загонять себя туда пинками и упрёками, а вообще не говорить себе "сейчас будем тренироваться". Сделать 10-20 отжиманий можно и просто так, прервавшись от работы. Если после этого руки потеплели и кровь забегала, можно и в планке немного постоять. И потом ещё немного помахать гантелями. Или дойти до турника в коридоре и пару раз подтянуться. И заканчивать не тогда, когда уже сдохла, а по первости вообще тогда, когда ещё не против была бы продолжить - пусть лучше останется ощущение ништяка, которого хочется ещё. В следующий раз можно чуть больше Обычно хватает нескольких дней, чтобы вернуть тренировки в нормальное русло.

Такой подход, кроме прочего, позволяет отследить тот момент, когда уже ой, всё. И приостановиться. Потому что, конечно, и после ой, всё можно ещё себя дожать, а потом ещё немного, а потом ещё немного, но всё имеет свою цену, и без крайней необходимости я стараюсь не дожимать. Если дать себе время на подзарядку, эта фигня будет дольше работать и радовать, точно говорю. Так быстрее удаётся оказаться в той точке, где все эти методики уже не понадобятся.



Да, этот пост отчасти адресный, но мысль-то давняя, а тут и повод.

Comments

( 73 говорят — поговорить )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
llawenydd
Sep. 19th, 2015 03:03 pm (UTC)
почти всё так и делаю (потому что по другому работает плохо и недолго, да), и всё равно очень приятно читать такое подробное пошаговое описание :)
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 03:09 pm (UTC)
Я-то как раз начинала со всякого жесткого, и это даже работало. Ну как - работало. Со всеми положенными откатами и побочными эффектами. Фигово это работало.
olga_gp
Sep. 19th, 2015 03:13 pm (UTC)
вот сегодня, встав как обычно рано и уснув в середине дня, переделав лишь часть дел, я думала про тоже самое. сначала хотела себя поругать - мол, опять дрыхнешь, а посуда не мыта, пол тоже, бисер не бисерин, но потом поняла, что ну его. на что хватило сил, то и ок (а сил такие на кое-что хватило!). потому что хватит себя во всем заставлять. все я успею, в нормальном темпе. а если организму не дать отдохнуть, то только уже будет.
так что солидарна.
правда, что-то подсказывает мне, что такое к этому всему отношение возможно а) если ты один; б) если рядом реально комфортный партнер, который не заморочен на это вот всё. но с другой-то стороны, а зачем тот, кто не комфортен? ))
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 03:19 pm (UTC)
Ну да, жить с теми, кто не напрягает и с кем можно договориться - это тоже, в общем-то, часть той же стратегии.
(no subject) - dapple_hack - Sep. 19th, 2015 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Sep. 19th, 2015 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dapple_hack - Sep. 19th, 2015 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Sep. 19th, 2015 08:13 pm (UTC) - Expand
tigra_olga
Sep. 19th, 2015 03:17 pm (UTC)
Да уж, нежно с собой надо, атож потом давление и прочие ништяки начинают доставлять.
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 03:29 pm (UTC)
Можно и нежно, можно и не очень - лишь бы бережно :)
julia_friday
Sep. 19th, 2015 03:33 pm (UTC)
о, спасибо
очень вовремя
можно перепостить?
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 03:38 pm (UTC)
конечно
annette_change
Sep. 19th, 2015 03:57 pm (UTC)
+100 к идее всего поста
lamia_venomari
Sep. 19th, 2015 04:04 pm (UTC)
Вот! Вот наконец-то ты это сформулировала! Я тоже не сторонник радикальных мер с унижением себя. Я могу сказать себе "Давай соберись уже", но пинать себя мне как-то не хочется. Неэффективно. От других я порой могу это стерпеть, потому что знаю свою склонность к рефлексии, и что меня в эти минуты нельзя размягчать, а лучше встряхнуть, чтобы я не расклеивалась, а действовала. Но сама себя я пинать не хочу. Вот не хочу и всё! Не моё это дело))
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 04:24 pm (UTC)
Я как-то взяла себе за правило не делать в свой адрес ничего,из того, что я не позволяю себе в отношении людей, которых я уважаю. И, соответственно, чего не стану терпеть от других людей в нормальной ситуации, где ко мне не применяют насилие. Потому что ситуация насилия - не нормальная, и я её себе устраивать не буду :)
(no subject) - lamia_venomari - Sep. 19th, 2015 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Sep. 19th, 2015 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Sep. 19th, 2015 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Sep. 19th, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lamia_venomari - Sep. 19th, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jayzzy - Sep. 23rd, 2015 08:53 pm (UTC) - Expand
saglaten
Sep. 19th, 2015 04:18 pm (UTC)
к сожалению, не получается всю жизнь подстроить под свои желания. я вот посуду бы с удовольствием вообще бы никогда не мыла. но приходится
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 04:19 pm (UTC)
Так я ж не о том, чтоб не мыть. Я о том, как делать это с минимальными потерями в живой силе.
(no subject) - surgiilurg - Sep. 22nd, 2015 07:29 pm (UTC) - Expand
elven_luinae
Sep. 19th, 2015 04:39 pm (UTC)
Вот просто плюс миллион к каждому слову. Меня, воспитанную на "допинывании" и на "соберисьтряпка", очень сильно эти установки калечили, в том числе физически. И я сейчас понимаю, что мне реально круто от бережного обращения с собой, а сколько кайфа!
И на самом деле когда человек утверждает, что работает только на пинковой тяге - мне в этом видится какой-то надрыв.


irondragonfly
Sep. 19th, 2015 04:47 pm (UTC)
Мне тоже видится то ли надрыв, то ли отсутствие привычки к уважительному отношению к себе, то ли въевшася убежденность, что это вообще единственный способ от кого-то чего-то добиться - ну, знаешь, такое "себя не жалел, не щадил никого".
sitsuno_biju
Sep. 19th, 2015 04:43 pm (UTC)
Спасибо. Классный текст, доходчивый.
Можно репостнуть? Просто я тот человек, у которого от пинков мана кончается, а так как стаж фриланса не очень большой, зарабатываюсь до переутомления с завидным постоянством.
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 04:49 pm (UTC)
Да, конечно.

Фриланс в этом смысле очень опасная вещь, да - пока не наладилась какая-то гигиена туда, очень легко себя загнать. Мы первые два года проработали без отпусков и почти без выхдных... а потом у меня начались галлюцинации на периферии зрения.
(no subject) - sitsuno_biju - Sep. 19th, 2015 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Sep. 19th, 2015 05:11 pm (UTC) - Expand
aeleeta_a
Sep. 19th, 2015 05:05 pm (UTC)
ВОт полностью готова подписаться под отношением к пинкам, пусть и сто раз обозванным творческими! И сама плохо пинаюсь (в смысле кем-то), и других пинать не хочу (или тут обратная последовательность... Неважно).
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 05:10 pm (UTC)
У меня ещё слишком примитивное воображение, когда говорят "пнуть", я легко себе представляю вот именно и конкретно пинок ногой. И это совсем не то, что хочется делать или чему подвергаться.
(no subject) - aeleeta_a - Sep. 19th, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Sep. 19th, 2015 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aeleeta_a - Sep. 19th, 2015 05:39 pm (UTC) - Expand
dulichka
Sep. 19th, 2015 05:33 pm (UTC)
Хорошая система, надо взять на вооружение. А то я часто на себя кричу и стыжу себя то за одно, то за другое.
maya79
Sep. 19th, 2015 05:45 pm (UTC)
Мне то, первое, ваше правило общаги еще очень понравилось: "Не позволять себе того, чего не позволял по отношению к соседу по общаге и не терпеть того, чего не стерпел бы от этого соседа".
А это второе вообще золотое. Хотя я вот только-только вдуплила его осязаемую пользу. Глюков не было. Было смещение картинки перед глазами, вот как в кино про терминаторов обычно показывают.
Мне кажется, родительское это; может быть, поколенческое даже процентов на 90.
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 05:55 pm (UTC)
Может, и поколенческое, мне трудно судить, весь круг общения в основном 30-40 лет, есть старше, а вот с молодёжью сталкиваюсь редко, выборка ничтожно мала.
ambergi
Sep. 19th, 2015 06:12 pm (UTC)
это гениально!
я как-то так же приобрела вкус к уборке.
а вот вкус к физическим упражнениям - все никак.
теперь я знаю, что можно и как можно!
спасибо, Нэсли :)
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 10:55 pm (UTC)
С физухой обычно хватает пары месяцев, чтоб втянуться, и дальше уже привычка сама ведёт
gilven_1
Sep. 19th, 2015 07:02 pm (UTC)
Вот всю дорогу работала на пинковой тяге и, таки да, бобик немножко сдох. Теперь вот восстанавливаюсь.
А мысль с мелкими шажками хороша) Спасибо большое, она как раз вовремя)
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 10:57 pm (UTC)
Она очень рабочая, особенно в состояниях полуиздохшего бобика :) Помогает и дело сделать, и не добить его, беднягу :)
(no subject) - ambergi - Sep. 21st, 2015 10:39 am (UTC) - Expand
dotje_lieveke
Sep. 19th, 2015 07:14 pm (UTC)
Да, тоже пришла к этим выводам, хотя много времени понадобилось. Сознательно переучивалась с собой общаться. Не пиная. Если уронишь что-то, то это не "вот балда безрукая", а "осторожно, девочка, не поранься". И не "быстро пошла и сделала" зверским тоном, а действительно - "и после этого мы выпьем кофе и съедим вкусного". Хотя бы сам себе стресс не генерируешь, это уже очень много значит.
irondragonfly
Sep. 19th, 2015 10:57 pm (UTC)
Ну да, обычно в стрессе нет недостатка, можно от себя не добавлять
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 73 говорят — поговорить )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes