?

Log in

No account? Create an account

шаг назад | шаг вперед

Я прямо поразилось, сколько в комментариях к посту про "самую некрасивую девочку" обнаружилось бывших записных страшилищ и просто аутсайдеров. Я всё ждала, не отпишется ли кто-то из бывших звёзд класса - признанных школьных красавиц или самых популярных мальчиков, в каждом классе ведь такие были - но нет, видимо, такие мой журнал не читают.

Ну, в общем, да, я сама из этих самых. Кого дразнили и с кем было непрестижно дружить. Не потому, что я была экстремально страшная. К внешности просто цеплялись - высмеивали, например, мою походку, которая правда была не очень, я прихрамывала. Или одежду. Но сейчас отлично понимаю, что это потому лишь, что я очень сильно не вписывалась, просто не умела общаться. А, скажем, полноту, прыщи или очень высокий рост более "нормальных" и популярных девочек им легко списывали, считая просто особенностью. Будь то же самое у меня - дразнили бы и за это тоже. Когда ты аутсайдер, можно иметь любую внешность. Абсолютно любую. То же самое, когда ты признан и популярен - какой бы ты ни был, именно это покажется крутым и клёвым. Лидером среди девочек в одном из классов, где я училась, была такая... очень громкая, очень крупная, с не очень хорошей кожей и большим носом - бойкая, весёлая, уверенная в себе. А "красавицей" того же класса - курносая блондинка с круглым личиком и маленькими глазами - но с очень женственными манерами и вдобавок красиво (по тогдашним школьным меркам) одетая.

Несколько человек в комментах написали, что их проблема была в том, что "слишком много книжек читали", и потому их не принимали. Но тут ведь как. Вопрос не в том, что и сколько ты читал, только в том, как ты себя ведёшь. Сам по себе список прочитанного на лбу не вытатуирован. Я читала очень много, запойно - а что мне ещё оставалось? Проблема, однако же, была не в этом, а в том, что я больше ничего и не умела. Там ещё ситуация была специфическая - и мои особенности, и несколько лет домашнего обучения, и переезд из Москвы в маленький город. Представления о том, что люди делают вместе, у меня были самые фантастические, реакции - не вполне адекватные, интересы - узкие (вроде разведения и коллекционирования кактусов), такие, что ни с кем из сверстников особо не разделишь, и речь странная, во многом искусственная. И уже второй очередью - моя походка и одежда. В этом смысле я даже не считаю, что с моими одноклассниками было что-то не так. Сейчас, по прошествии времени, мне трудно их в чем-то упрекать - закономерно они реагировали. Тогда, конечно, да - казалось, что ужасно всё это несправедливо, и из соображений компенсации я даже порой находила в этом подтверждение своего "превосходства" (в том смысле, что зато я, наверное, умнее или ещё каким-то неочевидным образом лучше), убеждала себя, что мне самой не особо нужно признание вот этих вот. Правда, конечно, в том, что когда тебя принимают и уважают, это намного лучше, чем когда презирают и травят, и, предложи мне кто волшебный способ сойти там за свою, я бы за такой способ дорого дала. И мне действительно было одиноко.

Способ, кстати, отыскался, но сильно позже, годы спустя. Правда, совсем неволшебный - тупо, вручную, учиться общаться, наблюдать за живыми человеческими людьми, замечать, как именно они на меня реагируют, более или менее понимать, что с ними происходит, развивать к этому всему некий азарт и интерес. Ну и вообще больше иметь дело с людьми, а не со своими фантазиями и представлениями о них. Если что-то не сформировалось само собой, в правильном возрасте, исподволь - позже можно научиться нарочно, но придётся уже именно учиться, уже прицельно, обращая внимание, прилагая усилия. С очевидностью, подростком я бы это не потянула, так что моё положение в школе было совершенно естественным. И никто не виноват - ни я, у которой не было ни знаний, ни сил, чтобы изменить ситуацию, ни какого-то иного жизненного опыта - ни одноклассники, видевшие фигню и реагировавшие на неё, как на фигню.

Comments

( 125 говорят — поговорить )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
anna_domini
Feb. 1st, 2016 12:18 am (UTC)
А ты не думаешь, что проблема была еще и в школе?
У меня просто совершенно ближайшая история про девочку, которая "не вписывалась", которую достаточно явно и сознательно травили за чудаковатость и нетаковость. Зато она читала много, почему мы и стали подругами с 4 по 9, что ли, класс. Я побаивалась за нее открыто заступаться, но прямо в открытую нападок и не было при мне, хотя смеялись достаточно откровенно.
А потом она ушла в лицей известный в Питере, где класс фактически состоял из детей-"читалок". И что бы вы думали - никакого намека даже на травлю, она там вписалась в компанию совершенно по-свойски.
...но травма от нашего класса осталась у нее серьезная на всю жизнь. Мы потом мимолетно виделись через 10 лет.

Я к тому, что иногда это не вопрос научения - это вопрос правильной компании таких же "иных" :))
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 12:32 am (UTC)
Нет, не думаю. Здесь, в московской школе, у меня всё было плохо, и меня перевели на домашнее обучение. Потом уже в Лермонтове я после перерыва пошла в школу - и вышел лютый трэш, с полномасштабной травлей, закончившийся вообще мордобоем. "Травмой на всю жизнь" это, конечно, не стало, но было плохо. Тогда меня перевели в школу в Пятигорске, где за мной не тянулся уже этот шлейф общепризнанного неадеквата, и там было получше, даже подруги появились, но все равно неровно и неладно - просто потому, что я, натурально, не знала, что с ними всеми делать и как себя вести. И, однако, именно там, за вот эти последние три года, у меня накопился какой-то опыт - и пассивных наблюдений, и своих удачных попыток. В общем, какая-то первоначальная социализация произошла.

А потом был универ, где я все это начала осваивать и применять уже осознанно - сперва не очень (со шпаргалками для смолл-токов, например), потом лучше, и понемногу наладилось. Плюс я ведь жила в общежитии, так что социализация происходила непрерывно, не только в учёбе, но и в быту, и это тоже было очень хорошо. Ну и дальше это был уже курс, которого я держалась - со спадами, конечно, с откатами назад, но тем не менее и работать с людьми, и дружить, и просто общаться я могу - не гениальным образом, но вполне нормально.
(no subject) - anna_domini - Feb. 4th, 2016 01:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 4th, 2016 12:17 pm (UTC) - Expand
alamaro
Feb. 1st, 2016 12:43 am (UTC)
А изначальный пост где? Не нахожу что-то, а интересно же - потому как та же фигня, меня правда не травили, а просто со мной не общались. Я хорошо училась и вообще имела неприступный гордый вид, и все думали, что я воображаю из себя, а я просто тоже не умела общаться и чувствовала себя ужасно одинокой, нелепой, несчастной и никому не нужной. А общаться научилась, наверно, лет в 20 с чем-то и в основном благодаря интернету - сначала научилась общаться письменно, потом начала общаться в реале с людьми из интернета, которые мне нравились, а потом вроде начало получаться и с любыми людьми общаться, тоже не особо гениально, но сносно.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 01:07 am (UTC)
Изначальный пост там же, где и был, я ничего не удаляла: http://irondragonfly.livejournal.com/968551.html?page=1#comments
(no subject) - alamaro - Feb. 1st, 2016 01:09 am (UTC) - Expand
tri_oktavy
Feb. 1st, 2016 12:44 am (UTC)
Зацепило. Я тоже не умела общаться, не понимала, что и как люди делают вместе, но очень хотелось любви и признания, а потому я себя сдала всю в угоду этой потребности и на укор всем остальным. Меня не стало, зато появилась отличница и активистка. Себя откапываю до сих пор, увы.


Edited at 2016-02-01 12:46 am (UTC)
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 01:13 am (UTC)
И, что особенно обидно, "на укор всем остальным" вообще никогда не работает, никто же этого укора не увидит.
(no subject) - tri_oktavy - Feb. 1st, 2016 01:00 pm (UTC) - Expand
yagnesh_ka
Feb. 1st, 2016 01:16 am (UTC)
Я вот тоже была во второй своей школе изгоем, если можно так выразится - много читала, единственная отличница на потоке, самая высокая и физически развитая и пр., но я драчливая - у меня было тяжелое в этом плане детство и к моменту начала травли я уже точно знала, что иногда лучшим аргументом в конфликте является превентивный удар в переносицу, чем активно пользовалась, и потому дело дальше попыток пошутить в мой адрес или просто игнора уже не заходило. Но я и не стремилась с ними со всеми общаться. Хотя у нас была вполне себе и подростковая преступность и рэкет, вот это все.
А потом мы переехали, я пошла в хорошую школу и к выпуску незаметно обнаружила себя среди признанных лидеров класса, пользовалась авторитетом, играла в театре, перестала ругаться матом, и вообще считалась крутой, в том числе и среди тех, кто у нас числились неформалами - ролевики, музыканты, вот это все. Самое интересное, что я продолжала считаться самой умной, хотя никакой медали не получила и вообще к ней ее стремилась.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 01:59 am (UTC)
Ну, я так понимаю, что "считаться умной" среди сверстников - это не медалями измеряется и даже не всегда оценками. Там другое идёт в счёт. Эрудиция, находчивость, какое-то превосходство в знаниях, красота мышления. Но не медали точно.
tinwet
Feb. 1st, 2016 01:26 am (UTC)
про травлю у Петрановской статья была недавно, очень хорошая. Да, дело даже не в нас, а дело во взрослых, которые отвечают за детей и должны, по идее, регулировать атмосферу. Тревожность еще выплывает, инаковость - так или иначе.

Но я до сих пор фигово общаюсь с обычными людьми, с которыми у нас нет никаких пересечений по интересам. И не считаю, что должна учиться их понимать. Я их отлично понимаю, просто не люблю. Работала в модном магазине в свое время - просто как обратно в школу вернулась. С клиентами туда-сюда, с клиентами положено быть милой, и ворковать о косметике и типах кожи я научилась. Они мне, на худой конец, за это деньги платят (клиентура у нас, кстати, сильно различается с тобой). Но не более.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 01:55 am (UTC)
Мы с тобой в неравной ситуации просто. Ты "фигово общаешься", потому что тебе это не особо интересно. Мне приходилось специально обращать внимание, чтобы правильно распознавать мимику, интонации, вообще что на том конце коммуникации происходит. Этому оказалось возможно научиться, но я пока даже близко не подхожу к той черте, где можно сказать, что я их отлично понимаю. Для меня до сих пор общение, даже с дорогими мне людьми - именно работа, и я "фигово общаюсь" потому, что это умение, до конца не перешедшее в навык, я не могу сказать: ну, теперь всё ок - и расслабиться.

При этом мне как раз проще бывает в формальных ситуациях - с клиентами, с коллегами, или когда я сама клиент - потому что в этот момент меньше от человека и больше от функции, и там есть понятные правила, готовые формулировки, чёткие обязанности. Там, где всего этого нет, работают другие механизмы, более сложные.
(no subject) - tinwet - Feb. 1st, 2016 01:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 02:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - tinwet - Feb. 1st, 2016 02:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 02:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - tinwet - Feb. 1st, 2016 02:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 02:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - tinwet - Feb. 1st, 2016 02:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 02:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - annarakhmanina - Feb. 1st, 2016 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - tinwet - Feb. 3rd, 2016 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annarakhmanina - Feb. 3rd, 2016 01:45 pm (UTC) - Expand
drazdra
Feb. 1st, 2016 01:28 am (UTC)
Многое от среды зависит. Меня пытались травить, но я и ответить могла и вообще всех за говно считала) поэтому уговорила перевести меня сначала в другой класс, а потом и в лицей. Неожиданно, в лицее оказалось не стыдно быть умной, активной и вообще любой! Мне, конечно, очень повезло, неизвестно что со мной было бы останься я в старой школе.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 02:31 am (UTC)
Я всё-таки думаю, что штука не в том, что на прежнем месте было именно что "стыдно быть умной" (именно стыдно чаще бывает оказаться заметно глупее общего уровня), скорее всего, всё-таки какое-то жесткое несовпадение каких-то вещей. Начиная от социального слоя и заканчивая принятыми схемами общения. Например, "зубрилкой" и "отличницей" могло быть непрестижно.
aenye
Feb. 1st, 2016 01:29 am (UTC)

плюс стопиццот

naiwen
Feb. 1st, 2016 02:45 am (UTC)
Ты так пишешь, как будто это жертва травли виновата в том, что ее травят и должна подстраиваться и не высовываться, вместо того, чтобы научить тех, кто травит, терпимости и умению принимать человека таким, как он есть. "Самадуравиновата" - это ведь очень характерно для нашего общества.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 03:09 am (UTC)
Причем тут вообще вина? По-моему, у меня про вину там нигде ни слова. Тут вся засада именно в том, что никто не виноват, а итог закономерный.

И знаешь, идея, что я "должна была научить других терпимости и умению принимать" ужасает меня гораздо больше, чем идея "подстроиться". Потому что что-то с собой сделать я ещё могу, а вот научить других... Вообще идея, что девочка-подросток должна перевоспитать целый класс - это ад какой-то, честно.

Объективно у меня очень мало было шансов куда-то вписаться, понимаешь? Я жила внутри своей головы, живых людей почти не видела и нифига не понимала, общаться хотела, но не умела, и с взрослыми мне удавалось гораздо легче, чем со сверстниками. И, когда я такая пришла в нормальный, сложившийся класс, чуваки увидели перед собой нечто очень странное. И у меня сейчас не повернуться мозги упрекать их, что у них не нашлось великодушия принимать это таким, как есть. Не потому, что я в чем-то виновата, просто это всё плохо монтировалось. Они не были монстрами, они были обычные подростки.

И да, речь как раз не о том, чтобы "не высовываться", часть проблем была как раз оттого, что я именно не высовывалась, в том числе и физически, из дома. Когда начала высовываться с понятным интерфейсом, дела как-то пошли на лад.

Edited at 2016-02-01 03:13 am (UTC)
(no subject) - naiwen - Feb. 1st, 2016 03:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 03:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - indraja_rrt - Feb. 1st, 2016 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - indraja_rrt - Feb. 1st, 2016 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 01:00 pm (UTC) - Expand
quod_sciam
Feb. 1st, 2016 03:19 am (UTC)
Мне, знаешь, всегда было интересно: воспринимай меня одноклассники не как "нашего любимого сумасшедшего", а прям вот трави, что бы было? Может, научилась бы воспринимать людей и отрастила себе эмоциональный интеллект больше табуреточного. Может, привыкла бы в этом какую-то отрицательную исключительность отыскивать А так — ну, ящерь. Под ведром. Словами понимаю, по-другому нет, причём про саму себя тоже.
Забавно, как оно даёт побеги.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 03:25 am (UTC)
Чорт его знает, правда. Я вот, наоборот, давно перестала даже пытаться представлять, как оно могло бы быть - слишком много разных факторов, всё равно не разберёшь. Для меня тут важно только то, что практически из любой точки, с любого места можно пытаться с этим что-то делать и учиться управляться. Зашибись не будет, но будет немного лучше - и то хлеб.
(no subject) - quod_sciam - Feb. 1st, 2016 03:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 03:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - quod_sciam - Feb. 1st, 2016 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 03:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - irondragonfly - Feb. 1st, 2016 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - falcina - Feb. 1st, 2016 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - indraja_rrt - Feb. 1st, 2016 06:16 pm (UTC) - Expand
jayzzy
Feb. 1st, 2016 04:29 am (UTC)
Да, дело точно не "много книжек читали". У меня был типа "элитный" класс, очень умные ребята, соображалистые, плюс я ходила в школу юных менеджеров, а туда вообще попадал "цвет нации" отдельно взятого города. Ещё ходила в музыкалку. Картина была одна и та же, у меня хватало ума понять, что дело во мне. И только в универе что-то начало склеиваться, вкривь и вкось, да и то не сразу. Потому что - да - девочка из своей головы. Во внешности придраться было не к чему, и это точно неважно. Как очень чётко сказал один товарищ: "она - не наша". Я утрировала эту инаковость в одежде и манерах, наверное, это была попытка "возглавить бардак", раз уж ничего больше с этим нельзя было поделать.

И до сих пор я не очень-то в своей тарелке в общении, хотя по мне чаще всего так не скажешь. Но я-то вижу и чую все баги. Нередко постфактум - тут опять проехала катком по нежному, тут свалила из коммуникации на самом интересном, и второй в офигении. Ну и за что было меня любить и принимать? И то были попытки одноклассников как-то меня вписать в местную социальную жизнь, как я теперь понимаю. А закончилось тоже мордобоем и милицией. Ну что делать, наступил мне медведь на внутренний камертон в общении с людьми, но если долго поливать, может что-то и в этой пустоши вырасти. Поливаю.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 12:31 pm (UTC)
Да, я как раз в том числе и тебя вспоминала, когда писала этот пост - именно как пример доводки вручную.

Я так понимаю, что оно таки останется отчасти протезом. Но это может быть очень удобный, высокотехнологичный, безупречно отлаженный протез :)
isgerdr
Feb. 1st, 2016 04:52 am (UTC)
Я в школе ушла в "а нафига мне вообще эта дубовая роща в друзьях, мне и без них неплохо". Ну потому что реально - у меня есть книжки, у меня есть учеба, на кой мне еще какое-то там общение? Зато в универе было - "ура, тут ВСЕ такие психи!". Теперь мне не верят, что я вообще-то весьма некоммуникабельный элемент :)
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 12:29 pm (UTC)
Чтобы уйти от "дубовой рощи", все же нужна возможность выбора - дружишь ты с этими дубами или уходишь куда-то. Мне кажется, такое скорее редкость. Ставшие изгоями могут рационализировать своё положение, найдя доказательства, что так лучше, но очень редко это свободный выбор.
(no subject) - isgerdr - Feb. 1st, 2016 12:38 pm (UTC) - Expand
stacy_its_me
Feb. 1st, 2016 04:56 am (UTC)
Скажите, а сколько вы были на домашнем обучении? а кружки-секции были в это время?
Вы извините, если вам неприятно об этом говорить, не отвечайте.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 12:32 pm (UTC)
года два или три, если не ошибаюсь. Без кружков, но с переездом в другой город.
nitiel
Feb. 1st, 2016 05:16 am (UTC)
У меня была та же история. А теперь - о ужас - у моей дочери!
И там и тут - никаких объективных причин - но - полное неумение общаться с коллективом.
Что касается меня - я быстро поняла, что надо использовать и кулаки. А затем я пошла в ъудожественную школу, где меня сразу приняли и полюбили - наверное это на мне как-то отразилось всмысле уверенности - и в первой школе от меня отстали.
Из этого я сделала вывод на всю жизнь - надо просто найти "своих" поскольку всем мил не будешь.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 12:33 pm (UTC)
Да, возможность "использовать кулаки" я и сейчас считаю ценнвм знанием. Что это не ужас и конец света, а порой адекватная реакция на нерешаемое иначе.
tigra_olga
Feb. 1st, 2016 05:16 am (UTC)
вот правильно - в школе я была наблюдателем, а общество не любит наблюдателей, обществу нужен социум, серый и контактный.
пришлось научиться быть такой.

и выше описанное по большей части(кроме домашнего обучения и переезда) так же.

а красавицы класса на самом деле вас не читают, у них другие интересы, они из параллельного мира!)))
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 12:36 pm (UTC)
Я. кстати, не верю в "серый социум". Вот вообще. Никто не думает - нам тут нужны тупые и серые. Просто, когда наблюдаешь со стороны, да ещё видя игнор или травлю в свой адрес, не разобрать того особого и хорошего, что есть в этих людях. С друзьми-то они себя иначе проявляли, и между собой - дружили.
(no subject) - tigra_olga - Feb. 1st, 2016 03:47 pm (UTC) - Expand
saranika
Feb. 1st, 2016 05:34 am (UTC)
Пост открытый, но все же спрошу: можно взять к себе?.

Мне эта тема важна и актуальна и сейчас, но словами говорить я все еще не могу.. а тут такой подарок в виде вашего такого открытого поста.
irondragonfly
Feb. 1st, 2016 12:36 pm (UTC)
можно, конечно
(no subject) - saranika - Feb. 1st, 2016 02:34 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 125 говорят — поговорить )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

метки

Powered by LiveJournal.com
Designed by Ideacodes